Содержание
Опасными называют грузы, которые могут нанести вред здоровью людей и окружающей среде. Поэтому их перевозка – процесс, требующий использования соответствующей тары, подготовки персонала, занимающегося погрузкой, согласования с контролирующими органами. Под это обозначение попадают вещества – взрывающиеся под действием трения и детонации, воспламеняющиеся под действием температуры и других факторов, вызывающие коррозию стандартной тары, отравляющие организм человека и окружающую среду.
Основные правила транспортировки опасных грузов в контейнерах морским транспортом
Международная морская организация ИМО разработала Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ).
В соответствии с этими правилами при перевозке опасные грузы размещаются в контейнерах и закрепляются согласно нормам безопасности, установленным для каждой категории. Способ фиксации зависит от характера товара и класса опасности:
- Взрывчатые вещества во время транспортировки должны быть запертыми в специальных помещениях. Поблизости не должны находиться объекты, способные вызвать детонацию.
- Вещества, выделяющие опасные пары, перевозятся в контейнерах, оборудованных эффективной системой вентиляции.
- При перевозке воспламеняющихся материалов на судне должны быть приняты меры, не допускающие распространения пожара.
- При транспортировке опасных веществ и сред, требующих создания определенного температурного режима, грузоотправитель должен предоставить документ о свойствах товара.
- Все товары должны быть размещены и зафиксированы в контейнере таким образом, чтобы их перемещение во время транспортировки было исключено.
- На задней и одной из боковых стенок должен быть закреплен ярлык опасности.
- Товары разных категорий опасности размещаются в одном контейнере в соответствии с правилами совместимости.
- Если в процессе транспортировки контейнер будет поврежден, обнаружится течь или россыпь содержимого, то все должно быть тщательно убрано и просушено, а контейнер с мерами предосторожности – выгружен в ближайшем порту. Устранять неисправности такого модуля на судне категорически запрещено.
- Важный момент – грузоотправитель должен предоставить правильные наименования товаров. Неправильно названные материалы могут быть выгружены грузоперевозчиком или уничтожены без возмещения грузоотправителю убытков.
Правила автомобильных перевозок опасных грузов в контейнерах
При транспортировке автотранспортом опасных товаров, как и неопасных, важным моментом является соблюдение максимальной нагрузки на ось, разрешенной для дорог, по которым будет проходить маршрут. Маршрут составляется таким образом, чтобы на пути следования отсутствовали природные заповедники, крупные города, медицинские, учебные, дошкольные учреждения.
Железнодорожные перевозки
При транспортировке по железной дороге в накладной обязательно указывается правильное наименование груза и класс его опасности. Твердые вещества, газообразные и жидкие среды пакуют в полностью герметичную тару, не допускающую их рассыпания или утечки. При аварийной ситуации вагон отцепляют и помещают в карантинную зонну. Лицо, сопровождающее товар, остается на станции выгрузки до прибытия спасательной команды.
Контейнеры для перевозки опасных грузов
Опасные грузы, не запрещенные Правилами для перевозки в контейнерах общего назначения, упаковывают таким образом, чтобы упаковочный материал сводил к минимуму риск, который может возникнуть при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке, случайных внешних воздействиях.
Упаковка должна соответствовать следующим требованиям:
- Иметь внутреннюю поверхность, которая не вступает во взаимодействие с веществом.
- Иметь физико-механические характеристики, которые позволяют выдерживать нагрузки, возникающие при погрузке, разгрузке.
Грузы, запрещенные для перевозки в универсальных контейнерах, транспортируют в танк-контейнерах. Они представляют собой комплекс из цистерны и жесткой стальной рамы, габаритные размеры которой совпадают со стандартными размерами металлических модулей общего назначения.
Пригодность специализированных танк-контейнеров к перевозке опасных грузов определяется в соответствии с рекомендациями ООН:
- Корпус цистерны должен быть изготовлен из металла, способного к профилированию.
- Для сварных цистерн можно использовать только металлы с доказанной хорошей свариваемостью.
- Сварные швы должны быть выполнены сварщиком, имеющим допуск к проведению таких работ. Швы должны быть качественными, прошедшими многоступенчатую проверку.
- Алюминий, как материал для цистерн, запрещен при наземных перевозках. Для морских транспортировок алюминий и его сплавы могут использоваться в случаях, если имеется специальное разрешение Рекомендаций ООН.
Рама для цистерны изготавливается из прочной стали, обработанной антикоррозионными составами.