Мелкие и крупные компании пользуются контейнерными перевозками для доставки своих товаров по территории России и за ее пределы. Как отправить морской контейнер, чтобы груз был доставлен быстро, в полной сохранности и недорого? При организации перевозок грузоотправитель должен учесть все факторы, которые могут повлиять на скорость и безопасность транспортировки товаров.
Основные типы морских контейнеров
Эти прочные металлические модули – распространенный вид тары для транспортировки крупных партий товаров или сборных грузов различными видами транспорта. Они наиболее удобны при мультимодальных перевозках. Контейнеры имеют стандартизированные размеры и специальные приспособления, благодаря чему их удобно перегружать с одного вида транспорта на другой без перетарки груза. Основные типы модулей:
- Общего назначения. Их длина обозначается в футах – 20´ (примерно 6 м), 40´ (примерно 12 м), 45´ (приблизительно 13,5 м). Если высота превышает стандартную 2,4 м, то в маркировку добавляется буква H. Расширенные модели, вмещающие две европаллеты по ширине, имеют в обозначении букву W.
- Рефрижераторные. Контейнеры стандартных размеров оснащены рефрижераторной установкой, которая может быть съемной или стационарной, располагаться в пределах модуля или за его пределами. Применяются для транспортировки грузов, требующих создания особых температурных условий.
- Флэтреки. Представляют собой площадки без стационарных стенок. Применяются для транспортировки длинномерных товаров и неразборного оборудования.
За правильный выбор оборудования, рациональное и безопасное размещение груза ответственность несет грузоотправитель, а не водители транспортных средств и экспедиторы.
Какой груз перевозится?
В сопроводительной доументации на груз должно указываться его точное название, поскольку ставки на разные типы грузов и на один тип груза в разных странах могут существенно различаться.водительной док
Грузоотправитель должен точно знать характер груза, требуется ли для него создание особых условий и какие необходимы меры по обеспечению безопасности. Особые предосторожности нужны при транспортировке опасных грузов. Необходимо уточнить, принимают ли порты, в которые будет заходить транспорт с товаром, опасный груз конкретной категории. Возможно, придется изменить маршрут и выбрать более длительный, а следовательно, более дорогой путь.
Как правильно оформить перевозку?
Грузоотправитель высылает выбранному грузоперевозчику букинг, в котором указываются наименование груза, его масса, объем, маршрут, желаемые тарифы. Исполнитель определяет возможность транспортировки конкретного товара с сохранением его потребительских качеств и связывается с заказчиком для уточнения деталей.
Для расчета стоимости транспортировки необходимо указать следующие данные:
- Название страны и города, порта и терминала, откуда начинается маршрут. Название заграничного порта пишется на английском языке. В Китае и Индии указывается название провинции.
- Габариты груза и его масса.
- Класс опасности и необходимость соблюдения особых климатических условий.
Вес груза
Масса товара, загружаемого в контейнер, не должна превышать максимальное значение, определенное для конкретного модуля. Также она должна соответствовать пропускной способности кранов в портах, в которых будет осуществляться перегрузка товара с одного транспортного средства на другое или выгрузка.
При транспортировке груженой тары по суше учитывают максимально допустимую нагрузку на ось, разрешенную для автодорог, по которым будет проходить наземный маршрут. За перевес берется дополнительная плата.
Классификация клиентов с точки зрения грузоперевозчиков
Категории клиентов:
- Global Customers. Глобальные клиенты типа фирм Adidas, BAT, IKEA периодически задействуют значительные мощности перевозчика в определенных регионах. Для них предоставляются наиболее выгодные условия транспортировки.
- Key Area Accounts. Ключевые клиенты в определенной области – периодически заказывают перевозки определенного типа товаров, например пиломатериалов.
- Forwarders (экспедиторы). Пользуются определенными льготами.
- Direct Account (прямые клиенты). Обслуживаются на стандартных условиях.
При расстановке приоритетов преимущества имеют глобальные и ключевые клиенты в отрасли. Далее обслуживаются экспедиторы и прямые клиенты.
Графы коносамента
После выполнения заказа на транспортировку грузоперевозчик выдает грузовладельцу коносамент – официальный документ, удостоверяющий право собственности грузовладельца на товар. Коносамент выполняет функции:
- расписки о получении товара с оценкой его физического состояния;
- товаротранспортной накладной;
- подтверждения договора на транспортировку;
- товарораспорядительного документа.
В коносаменте указывают:
- Date – дату создания коносамента.
- Description of goods – описание товара, его характеристики, состояние, в некоторых случаях – внешний вид.
- Consignee – лицо, которое должно принять товар после доставки его на место назначения.
- Container No – номера контейнеров.
- Freight and Charges – стоимость транспортировки.
- Gross weight – брутто.
- Notify – компанию, которой необходимо сообщить о прибытии товара в порт.
- Number and kind of packages – количество и вид грузовых мест (ящиков, бочек, европаллет).
- Number of Original B/L – число оригиналов коносамента.
- Ocean vessel – судно, на котором перевозится загруженная тара.
- Payable at. – лицо, оплачивающее транспортировку – грузоотправитель или грузополучатель.
- Place of receipt – место, в котором перевозчик получит товар для транспортировки.
- Place of delivery – место отгрузки, в котором поставщик отгружает товар покупателям.
- Port of loading – порт, в котором товар загружается на судно.
- Port of discharge – порт, в котором судно разгружается.
- Shipper – отправителя груза.
Оплата транспортировки
При определении тарифа перевозки учитывают объемы перевозимых товаров. Чем они больше, тем меньше ставка. Доставку контейнеров может оплачивать отправитель или получатель. Или часть этапов перевозки оплачивает отправитель, а часть – получатель.
Как прочитать котировку?
Ставка за перевозку может быть предоставлена одной цифрой, а может по требованию плательщика выдаваться с расшифровкой.
В цену могут входить следующие составляющие:
- Океанский фрахт. Плата за перевозку морем. Может рассчитываться для единицы массы или единицы объема груза. Чем больше объем, тем ниже ставка.
- BAF – коэффициент, учитывающий изменения стоимости нефти.
- B/L – выпуск коносамента. Это основной документ при морских грузоперевозках. В нем может указываться один контейнер или вся партия. Второй вариант выгодней во всех отношениях. Плата рассчитывается на один коносамент. Если клиент сам заполняет коносамент через интернет, то перевозчик может не взыскивать плату за выпуск этого документа.
- CAF – коэффициент, учитывающий вариации курса валют.
- ISPS – наценка за безопасность.
- PSS – наценка на высокий сезон. Действует на очень популярных направлениях. Для постоянных крупных клиентов может быть отменена.
- THC – терминальные услуги по погрузке и разгрузке судна.
- WRS – добавка, действующая в районах военных действий.
- WSC – добавка на зимние условия. Действует в тех случаях, когда необходима работа ледоколов и другие антиледовые мероприятия.