Любая коммерческая, а особенно международная транспортировка осуществляется с оформлением обязательного пакета документации. Осуществление интернациональных морских и мультимодальных грузоперевозок требует составления документа международного образца, называемого коносаментом (Bill of Lading, BL, B/L). Транспортировка может осуществляться без коносамента по транспортной накладной (WayBill), которая обладает ограниченным функционалом. Морская накладная только подтверждает заключение договора на грузоперевозку и то, что груз принят к перевозке, товарораспорядительные функции, в отличие от коносамента, она не выполняет.
Коносамент при морских перевозках – виды и назначение
В реальной практике существует несколько разновидностей морских коносаментов, каждый из которых соответствует определенным условиям и, следовательно, решает конкретные задачи. Общее требование – груз выдается только при предъявлении оригинала документа. Перед оформлением оригинала выписывается черновик (драфт, BL draft). Эта бумага не имеет юридического значения. Ее функция – проверка правильности данных.
Океанский (Master Bill of lading, MBL)
Коносамент Bill of Lading (его часто называют «океанец») – основной документ, выдаваемый морской линией, которая непосредственно осуществляет грузоперевозку. Оригинал позволяет получить груз в порту назначения. По его номеру определяют местоположение груза на сайте морской линии в разделе BL tracking.
Домашний (House или Home Bill of Loading, HBL)
Коносамент, называемый «домашкой», выдается компанией-агентом линии грузоотправителю.
Фидерный (Short Bill of Loading)
Такой документ оформляется в тех случаях, когда груз доставляется транзитом – через промежуточный порт со сменой ТС. Фидерный формат выписывается перевозчиком при загрузке груза на новое судно. Short Bill of Loading необходим для предъявления на таможне, где требуется документ именно на ту часть пути, в ходе которой пересекается граница.
Мультимодальный/сквозной (Multimodal/through Bill of lading)
Оформляется при организации мультимодальных перевозок, в которых используются разные виды транспорта. В сквозном документе указываются сведения о начальном и конечном пункте перевозки, а также маршруте в целом.
Оборотный (Negotiable Bill of lading)
Это товаросопроводительный документ и одновременно ценная бумага, подтверждающая право собственности на товар. Оборотной коносамент позволяет купить, продать, заложить в банк груз, который еще не прибыл в место назначения. Ордерная бумага дает возможность сменить владельца товара, находящегося в пути, неоднократно.
Необоротный (non-Negotiable Bill of lading)
Привязывает товар к одному лицу, которое обладает единоличным правом собственности на груз. Необоротный документ, в отличие от оборотного (ордерного), называют именным.
На предъявителя (BearerBilloflading)
Этот формат позволяет получить товар предъявителю документа. Конкретный грузополучатель в коносаменте не фигурирует. В грузоперевозках бумага «на предъявителя» практически не используется.
Основные правила использования коносамента
Оригинал оформляется в трех экземплярах с порядковыми номерами. Один оригинальный документ остается в линии, два других получает грузоотправитель. Особенности использования коносамента:
- по именному документу товар можно получить, предоставив один (любой) экземпляр;
- для получения товара по ордерной бумаге нужно предоставить все экземпляры, что позволяет найти и проверить последнюю запись о товаре;
- во всех случаях, кроме получения груза, могут использоваться копии.
Передача оригинала коносамента
Процесс передачи оригинала грузоотправителем грузополучателю посредством международных почтовых отправлений сопряжен с определенными трудностями и рисками (ценный документ может просто потеряться в пути).
Альтернативой такого процесса является услуга телекс-релиза, которая стоит примерно 50 долларов.
Этапы:
- После загрузки товара на ТС и оформления оригиналов один экземпляр предоставляется в офис морской линии, где подвергается тщательной проверке.
- На этом экземпляре ставится штамп, означающий, что документ считается сданным.
- Представители линии из пункта отправления передают коллегам в конечный пункт маршрута распоряжение отдать груз конкретному лицу.
Заполнение бланка коносамента
Перечень данных, которые должен содержать этот документ, регламентирует статья 144 КТМ РФ. Основные поля бланка, которые заполняются на основании проверенных данных, содержащихся в черновике:
- Номер к/с – реквизит, позволяющий идентифицировать конкретный документ.
- Отправитель (Shipper) – поставщик или его агент.
- Получатель (Consignee) – наименование компании-получателя, ее агента.
- Начальный и конечный пункты маршрута (Port of loading/ Port of discharge).
- Наименование товара. Желательно, чтобы оно было близко к формулировке кода ТН ВЭД.
- Номер морского контейнера.
- Число транспортных мест, вес (брутто), объем груза. Данные соответствуют упаковочному листу Packing list.
Сведения, указанные в этом документе, должны совпадать с информацией, имеющейся в других документах, которые оформляются на груз.