Морские контейнерные терминалы – разновидность грузовых терминалов, в которых обрабатывают контейнерные грузы. Такие объекты организуются во всех крупных портах. Их основная функция – стыковка разных типов транспорта. Оборудование контейнерного терминала позволяет оперативно перемещать грузопотоки между судами и наземными транспортными средствами. Для обработки грузов на этом объекте предусматривают грузовые фронты (морской, железнодорожный и автомобильный), площадки для промежуточного складирования контейнеров, места для выполнения дополнительных операций.
Зоны контейнерного терминала и выполняемые на нем операции
Каждый контейнер на терминале проходит через три основные зоны:
- Входная (причальная) погрузки-выгрузки. В пределах причальной зоны осуществляется перемещение грузов между судном и причалом.
- Промежуточного хранения. На складской площадке тара находится перед отправкой нужным видом транспортного средства.
- Выходная погрузки-выгрузки. Служит для погрузки контейнеров на транспорт. В этой зоне могут осуществляться операции хранения, ремонта и обслуживания пустой тары.
Морской контейнер, прибывший водным транспортом, за все время обработки проходит следующие стандартные операции:
- Разгрузка многооборотной тары с борта судна и его установка на причал.
- Подъем металлического блока с причала и перемещение на технологическое транспортное средство.
- Перевозка к месту складирования.
- Помещение контейнера в штабель.
- Технологические передвижения тары в пределах штабеля.
- Изъятие из штабеля и размещение на площадке.
- Погрузка загруженной тары на технологический транспорт.
- Перевозка к наземным транспортным средствам, погрузка на них.
Некоторые операции могут совмещаться. Например, контейнер после выгрузки с судна может устанавливаться не на причал, а сразу на технологический транспорт.
Классификация оборудования современного контейнерного терминала
Современные терминальные объекты оснащаются эффективными подъемно-транспортными средствами и компьютерной системой управления. Все оборудование разделяют на две категории:
- Основное. Выполняет функции по переработке, перегрузке и складированию грузовых модулей. К этой категории относятся краны, погрузчики, грузозахватные устройства.
- Вспомогательное. Обеспечивает эффективную эксплуатацию объекта. Эта группа включает электрику, сантехнику, устройства связи, звуковой и световой сигнализации и другие компоненты.
Виды козловых кранов и преимущества их использования
Это подъемное оборудование может иметь внушительную грузоподъемность – до 32 т, что позволяет использовать его для обработки крупногабаритных контейнеров. Преимущества этого технического решения:
- Питание от электрической сети. Бензин или другое топливо не требуются. Электрический привод имеет достаточно простое конструктивное исполнение, что обеспечивает его длительный срок службы и ремонтопригодность.
- Оборудование производится в том числе на отечественных предприятиях, расположенных в Калининграде и Тульской области. Это означает, что всегда можно приобрести оригинальные запасные части по умеренной цене.
- Краны имеют длительный рабочий период. Амортизационные отчисления – небольшие.
- Оборудование оказывает минимальное воздействие на окружающую среду, поскольку при его эксплуатации токсичные выхлопы отсутствуют.
- С помощью козлового крана можно укладывать штабеля с минимальными проходами между ними. Это позволяет на участке небольших размеров разместить внушительное количество грузов.
Широко распространены козловые краны, которые перемещаются по рельсовому пути. Они обеспечивают интенсивный подъем и штабелирование тары. Краны на пневмоколесном ходу – мобильное оборудование, также активно используемое на контейнерных терминалах и складах.
Портальный поворотный кран имеет стрелу, закрепляемую к крановой конструкции на шарнирах в воде.
Автопогрузчики для выполнения операций на контейнерных терминалах
Существует множество моделей автопогрузчиков, наиболее распространенный вариант – ричстракеры. Они состоят из рулевого механизма, выдвижной стрелы и противовеса, который монтируется за кабиной оператора. С его помощью контейнеры поднимают, транспортируют на новое место, складируют в несколько ярусов без риска их опрокидывания. Существуют специальные модификации, предназначенные для обработки пустых модулей.
Преимущества использования автопогрузчиков для обработки груженых и пустых контейнеров на контейнерных терминалах:
- отсутствие подкрановых путей, мобильность, отличная маневренность;
- сочетание грузоподъемных и транспортных функций;
- отсутствие необходимости организации мощной силовой электросети;
- простая эксплуатация, минимальные требования к обслуживанию;
- высокий уровень надежности;
- возможность устанавливать контейнеры в штабели, высота которых достигает 5 ярусов;
- высокая производительность выполнения работ по обработке контейнеров.
Роботизированные системы с автоматическими тележками
На современных терминалах все большее распространение получает роботизированное подъемно-транспортное оборудование. Управление осуществляется с использованием глобальной спутниковой системы или с помощью транспондеров. Это направление считается очень перспективным.
Особенности железнодорожных контейнерных терминалов
Помимо морских, строятся железнодорожные контейнерные терминалы, на которых могут осуществляться следующие операции:
- погрузка груженых и пустых металлических модулей на Ж/Д и автотранспорт;
- сортировка многооборотной тары по нужным направлениям;
- перегрузка товаров из одних контейнеров в другие;
- фиксация тары в ТС;
- составление транспортной и таможенной документации;
- техническое освидетельствование ТС;
- разные виды контроля грузов со стороны контролирующих учреждений;
- техобслуживание и ремонт тары, подъемно-транспортного оборудования, сооружений терминала.
Для каждого контейнерного терминала подбирается комплекс оборудования в зависимости от конкретных условий. Парк регулярно обновляется в соответствии современными научно-техническими достижениями и меняющимися потребностями грузоотправителей и грузополучателей.