Во время погрузки-разгрузки контейнеров при осуществлении контейнерных перевозок важно соблюдать ряд обязательных правил, что позволит снизить вероятность возникновения нештатных ситуаций. Для перегрузки морских контейнеров рекомендуется использовать полуавтоматические или автоматические грузозахватные приспособления, которые сводят к минимуму участие в процессе рабочих-стропальщиков. Ручная строповка и отстроповка применяются только в случаях эпизодических перегрузок.
Сегодня производители предлагают множество готовых решений для быстрого и безопасного перемещения многооборотной транспортной тары.
Механизмы и приспособления для строповки контейнеров
Стропы
Стропы - грузозахватные приспособления, предназначенные для подъема, перемещения и погрузки штучных грузов. Для строповки контейнеров применяются канатные и цепные стропы. Использование того или иного вида зависит от габаритов контейнера и рода работы, которую необходимо с ним выполнить.
Канатные стропы
Состоят из сплетенных между собой стальных канатов. Бывают одноветвевые или многоветвевые со звеньями для навески на крюк крана или присоединения груза, а также кольцевые в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза.
Цепные стропы
Представляют собой цепь, состоящую из соединенных между собой стальных звеньев. По конструкции разделяются на одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ), стропы с замкнутыми ветвями (2СЦк) и кольцевые (УСЦ). Могут комплектоваться крюками и захватами.
Рамные полуавтоматические и автоматические захваты
Различные модели рамных траверс предназначены для ручной, полуавтоматической и автоматической строповки грузов. В зарубежной, а в последнее время и отечественной практике контейнерных перегрузок наиболее популярны спредеры – пространственные рамные траверсы, управляемые в полуавтоматическом или полностью автоматическом режиме. Существует множество разнообразных конструкций спредеров, но все они имеют в наличии:
- прямоугольную раму, изготовленную из стального профиля или трубы;
- вмонтированные в углы рамы поворотные штыковые замки;
- приводы поворота штыковых замков.
В зависимости от типа привода и вида управления спредеры разделяются на следующие группы:
- с механическим или пневмоприводом поворота замков и ручным управлением;
- с электрогидравлическим приводом поворота замков и централизованным управлением, осуществляемым из кабины крановщика;
- с механическим приводом поворота и централизованным управлением, осуществляемым механизмом, который находится на самом спредере.
Также по конструкции спредеры разделяют на следующие виды:
- Жесткие. Это устройства, рассчитанные на строповку определенного вида контейнеров, – 20 футов, 40 футов, 45 футов.
- Телескопические. Имеют в конструкции раздвижную раму, которую можно подстроить под определенный размер модуля.
- Специальные. Предназначены для одновременной работы с двумя или более модулями.
Линейные траверсы
Помимо спредеров для облегчения строповки 20, 40-футовых и других контейнеров используются и другие готовые инженерные решения – линейные траверсы.
Линейная траверса с подъемом за центр. Преимущество – меньшая собственная высота по сравнению с траверсой с подъемом за края.
Линейная траверса с подъемом за края. Преимущество – удобство применения при работе с модулем, имеющим смещенный центр тяжести.
Линейные траверсы могут оснащаться цепными стропами с укоротителями цепи, что позволяет применять одно и то же грузозахватное устройство для тары разных габаритов. Линейные траверсы изготавливаются под одно- или двурогий крюк крана. В траверсах за края используют кольцевые стропы, которые можно совмещать со всеми типами крюков. В устройствах с подъемом за центр используют дополнительные звенья ОВ.
Схемы строповки морских контейнеров 20 футов, 40 футов
ГОСТ Р ИСО 3874-2008 регламентирует несколько схем строповки многообортной грузовой тары. Наиболее распространенные варианты:
Подъем спредером за верхние фитинги
Захват стропами за верхние фитинги
Захват стропами за нижние фитинги
Подъем за боковые фитинги
Основные правила строповки при перемещении тары
Перед строповкой строповочные узлы контейнеров должен осмотреть рабочий-стропальщик. При возникновении сомнений узлы осматривает производитель работ. Грузозахватные приспособления, предназначенные для подъема крупнотоннажной тары, оснащают световыми сигнализаторами, сообщающими о положении поворотных штыковых замков.
Поднимать контейнер можно только в случае нахождения всех штыковых замков в положении «Подъем».
Порядок строповки:
- Закреплять 20-, 40-футовые и другие контейнеры можно только в соответствии с разрешенной для конкретного случая схемой строповки. Груз стропят за все петли, предусмотренные в проекте.
- Крюк должен свободно заходить в петли.
- Ветви стропов должны находиться в состоянии одинакового натяжения, угол между ветвями – не более 90°.
- Строп не должен иметь узлов и перекруток.
Запрещенные действия:
- забивка крюка в петлю;
- подвеска груза на один крюк двурогого крюка;
- подправление ветви стропа в зеве крюка ударными действиями.
Все работы, касающиеся строповки и перемещения груза, должны осуществляться в соответствии с инструкциями по эксплуатации грузозахватных приспособлений и транспортной тары.