Морские контейнеры – многооборотная металлическая тара, используемая для перевозки грузов с различными характеристиками на близкие и дальние расстояния. Своевременное проведение очистки, мойки и дезинфекции морских контейнеров позволяет исключить риск попадания опасных микроорганизмов в страну-импортер, сохранить потребительские качества товаров, предотвратить их порчу грибками. Эти операции должен проводить грузополучатель или перевозчик, в зависимости от конкретных договоренностей.
Нормативно-правовые документы, определяющие ответственного за очистку морских контейнеров
Этот вопрос регламентируют следующие документы:
- ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- приказ Министерства транспорта РФ №119 «Об утверждении Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов»;
- условия предоставления контейнерного оборудования определенной морской линией;
- другие нормативно-правовые документы.
Правила чистки и мойки сухогрузных морских контейнеров
Очистка в общем случае осуществляется по прибытии контейнера в пункт назначения, возможны и другие варианты, зависящие от характера перевозки и потребительских свойств грузов. Перед началом очистки тары определяется категория санобработки, зависящая от типа груза. Если емкость предназначена для транспортировки пищевых продуктов и медицинских препаратов, для ее очистки и обеззараживания могут использоваться только растворы, безвредные для здоровья человека.
Этапы очистки:
- 1. Промывка. Ее проводят с помощью высоконапорной струи горячей воды (до +80 ̊C), моющего средства, холодного и горячего тумана. После мойки остатки средства удаляются струей чистой воды.
- 2. Дезинфекция. Эта операция обязательна для тары, пересекающей границы государства и/или используемой для транспортировки пищевых продуктов и медпрепаратов. Для обработки внутренних поверхностей используются только средства, одобренные и рекомендованные Роспотребнадзором и полностью соответствующие характеристикам перевозимых товаров: хлорные растворы, перекись водорода, спецсоставы. При высоком заражении вирусами применяют едкий натр.
- 3. Просушка. После мойки и дезинфицирующей обработки поверхности тщательно просушивают во избежание появления грибка.
Очистка морских контейнеров должна проводиться на участках с твердым покрытием, специально предназначенных для этих целей. Сточные воды очищаются и обеззараживаются в соответствии с требованиями нормативных документов, что позволяет оградить людей и окружающую среду от опасных факторов.
Типы моющего оборудования и особенности его применения
Для внутренней и наружной мойки цистерн используются моющие головки, которые представляют собой сопла со стационарной или вращающейся частью. Оборудование с вращающейся частью создает требуемые давление воды и скорость вращения. Вращение головки обеспечивает жидкостный, электрический или пневматический привод.
Для мойки внутренних поверхностей танк-контейнеров используются моющие головки:
- Статические (или спрейболы). Обеспечивают первый, самый низкий класс очистки. Создают низкий напор жидкости и позволяют ликвидировать только незначительные загрязнения. Чаще всего спрейболы используются для дозированного распыления моющих составов, ополаскивания поверхностей, их обработки паром.
- Моющие щелевые головки. Создают мощную плоскую струю воды, которая при вращении равномерно распределяется по всей внутренней поверхности цистерны. Их эффективность соответствует второму классу. С помощью щелевых головок можно справиться с загрязнениями средней сложности и жидкими загрязнениями, которые не пригорают к поверхности танк-контейнера.
- Ротационные головки. Могут иметь S-образное исполнение. Подают мощную струю, способную справиться с самыми сложными загрязнениями. Эффективность очистки, обеспечиваемая ротационными головками, примерно в 3 раза превышает аналогичный показатель спрейбола.
Для очистки больших и/или сильно загрязненных цистерн часто используют головки нескольких типов, что обеспечивает высокие эффективность и скорость процесса. После мойки применяют оборудование для оперативной сушки поверхностей. Особенно это важно в зимнее время, поскольку при минусовых температурах на стенках может образоваться ледяная корка, ухудшающая качества перевозимых жидких и газообразных продуктов.
Как моют морские рефрижераторные контейнеры
Рефконтейнеры используются для транспортировки скоропортящихся товаров на дальние расстояния. Они также подходят для длительного хранения продуктов на складах и оптовых базах. Частота мойки рефрижераторного контейнера зависит от режима их эксплуатации:
- при постоянном применении в качестве холодильной или морозильной камеры – 1 раз в полгода;
- при сезонном использовании – 1 раз в конце сезона;
- при транспортировках – после доставки груза на место назначения.
Этапы ручной мойки внутренних поверхностей рефконтейнеров:
- 1. Разморозка рефконтейнера, очистка пола от упавшего мусора.
- 2. Мойка поверхностью с помощью высоконапорной струи воды.
- 3. Нанесение на поверхности моющих средств.
- 4. Ополаскивание чистой водой.
- 5. Мойка поверхностей растворами, способными убрать посторонние запахи.
- 6. Финишное ополаскивание.
- 7. Просушка модуля естественным способом или с помощью специального оборудования.
Наружные поверхности контейнера моют высоконапорной водяной струей и моющими средствами. После ополаскивания металлический модуль оставляют для естественной просушки.
Факторы, влияющие на стоимость чистки и мойки морских контейнеров
Качественную очистку внешних и внутренних поверхностей тары обеспечивает обращение в компанию, в распоряжении которой имеются специализированное оборудование и квалифицированные специалисты.
Стоимость услуги очистки морского контейнера зависит от многих параметров:
- типа и размеров контейнера;
- степени загрязненности и характера загрязнений;
- необходимости/отсутствия в проведении мероприятий по дезинфекции внутренних поверхностей, устранении посторонних запахов;
- расценки компании, оказывающей услуги мойки и дезинфекции тары.