Морские контейнеры – многооборотные транспортные единицы, которые имеют стандартные параметры по максимальной массе брутто и габаритным размерам. Контейнерные перевозки позволяют доставлять товары в полной сохранности, без их перегрузки из одной тары в другую при смене вида транспорта. Безопасность грузов обеспечивает соблюдение правил размещения и крепления товаров в контейнере, а также требований к погрузке тары на судно, железнодорожную платформу, в автомобиль и самолет.
Преимущества контейнерных перевозок
Популярность контейнерных грузоперевозок обеспечивает ряд факторов.
- Упрощение и ускорение транспортировки мелких грузов, которые можно уложить в один контейнер. Сокращение простоев ТС благодаря уменьшению периода погрузочно-разгрузочных работ.
- Стандартные размеры, соответствующие мировым стандартам ISO, правильная геометрическая форма. Позволяют удобно перевозить тару контейнеровозами и осуществлять погрузочно-разгрузочные операции с помощью спецпогрузчиков – ричстакеров.
- Удобство мультимодальных перевозок благодаря тому, что контейнер перемещают с одного вида транспорта вместе с грузом.
Как грузить контейнер на корабль – основные способы
Морские контейнерные перевозки – популярный вариант доставки товаров на дальние расстояния. Минус этого способа – большие сроки транспортировки. Технология погрузки морского контейнера на корабль зависит от места, в котором она происходит.
- Коммерческий вид. Контейнер привозят к месту погрузки, опечатывают и оставляют на несколько дней. Когда подходит очередь, тару закрепляют на погрузчике, который поднимает ее на борт судна. Погрузочные работы осуществляются с помощью специальной конструкции – рампы.
- «Живое» место. Погрузка на борт в этом случае осуществляется сразу после доставки контейнера в порт, в присутствии грузоотправителя или его представителя.
- Погрузка со склада. Товар привозится на склад, на котором осуществляется его загрузка в контейнер, который затем отправляется к месту погрузки на корабль.
Как грузить контейнер на платформу – варианты и правила
Железнодорожные контейнерные перевозки – экономичный, безопасный для окружающей среды и людей вариант грузоперевозок. Минус – невозможность приспосабливать маршруты и время доставки под индивидуальные потребности заказчика.
Внимание! Перед погрузкой контейнера платформу необходимо очистить от мусора, зимой – от снега и наледи. Места, в которых металлический блок соприкасается с платформой, в зимнее время отсыпают чистым песком.
Стандартизированные блоки на открытой платформе должны устанавливаться вплотную друг к другу, без зазоров. В одном составе могут присутствовать вагоны с пустыми и загруженными контейнерами. Тару без груза размещают в средней части подвижного состава. При перевозке на одной платформе нескольких загруженных металлических блоков в середине устанавливают самую тяжелую емкость. Разница в массе брутто между другими контейнерами не должна превышать 12 т. При размещении на платформе пустых и загруженных блоков возможны следующие схемы:
- между двумя гружеными емкостями устанавливают пустой блок;
- между двумя пустыми транспортными единицами размещают одну с грузом.
На платформах для крупнотоннажных контейнеров длиной от 13900 до 14720 мм можно разместить:
- три контейнера по 20 футов;
- два контейнера по 30 футов;
- один блок 20 футов и один – 40 футов;
- один блок 45 футов.
Способы и правила погрузки контейнера на автомобильный транспорт
Для транспортировки морских контейнеров используют следующие типы автотранспорта.
- Бортовые автомобили. На авто с длинной платформой можно расположить одну 40-футовую или две 20-футовых транспортных единиц.
Внимание! При транспортировке тары на бортовых автомобилях существует ограничение по высоте – 8 футов 6 дюймов. Это означает, что металлические модули с увеличенной высотой для таких перевозок не пригодны.
- Полуприцепы-контейнеровозы. Бывают двух типов: стандартной высоты и низкорамные. На низкорамных контейнеровозах можно перевозить модули High Cube высотой 9 футов 6 дюймов. Для перемещения морского контейнера, как и в случае с бортовыми автомобилями, требуются погрузчик или автокран.
- Автомобиль с наклонно-откидной платформой Roll-Off. Она позволяет провести погрузочно-разгрузочные работы без вилочного погрузчика. Платформу устанавливают возле металлического модуля и наклоняют ее под таким углом, чтобы емкость можно было с помощью лебедки погрузить на авто или спустить на площадку.
- Грузовые автомобили, оборудованные КМУ. Этот вариант особенно удобен при необходимости перемещать тару через различные преграды или размещать ее в стесненных местах.
Перегрузка контейнеров с одного вида транспорта на другой
В одной контейнерной перевозке может использоваться несколько видов транспорта. Такие логистические операции называют мультимодальными. Они позволяют максимально оперативно доставлять товары даже в труднодоступные регионы.
Перегрузка металлических блоков с судна на другой вид транспорта
Перегрузка тары с одного судна на другое в открытом море осуществляется с помощью судовых стрел – системы блоков и тросов, зафиксированных на собственной конструкции или на мачтах, колоннах, лебедках. Выгрузка тары с судов в портовых терминалах реализуется с помощью мостовых кранов грузоподъемностью до 32 т, оснащенных полуавтоматическими или автоматическими системами для захвата груза. Для распределения емкостей по складской площадке их загрузки на железнодорожные платформы или автомобильный транспорт используются ричстакеры. Ричстакеры подходят только для обращения с контейнерами. Они могут работать с двумя путями автопоездов и ж/д-путей. Эти универсальные погрузчики оборудованы поворотными механизмами, стрелами и захватами, поэтому используются для металлических модулей всех типоразмеров, в том числе рефрижераторных. Такую спецтехнику можно эксплуатировать на малых и крупных складских площадях.
Перегрузка контейнеров в железнодорожных терминалах
На ж/д-терминалах для проведения погрузочно-разгрузочных операций применяют мостовые или козловые краны грузоподъемностью более 20 т, ричстакеры.
Погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных терминалах и складах
На контейнерных терминалах, на которых оказываются услуги перевалки и хранения грузов, обычно используются только ричстакеры. На стандартных складах перегрузка осуществляется с помощью автокранов, грузоподъемность которых достигает 100 т. На складах, в отличие от других мест перегрузки контейнеров, могут выполняться выгрузка товара из тары, его обработка, распределение по разным направлениям или, наоборот, консолидация грузов из разных емкостей.
Заключение
Сохранить потребительские качества перевозимых грузов позволяет соблюдение правил погрузки контейнеров на морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, перегрузки с одного типа ТС на другой, распределения по складской площадке. Многие виды погрузочно-разгрузочной техники опционально оснащаются навигационными системами мониторинга, что позволяет отслеживать операции, осуществляемые с морскими контейнерами.