Транспортировка грузов в стандартизированных контейнерах – удобный и экономичный логистический вариант. Современные контейнеровозы вмещают тысячи металлических емкостей, располагаемых на палубе и в трюме. Но при транспортировке необходимо обеспечить надежное крепление морских контейнеров на судне. Неправильная фиксация тары может во время шторма стать причиной ее разрушения, утраты груза, повреждения самого корабля. Достаточно часты инциденты самопроизвольного перемещения емкостей подчеркивают необходимость совершенствования систем крепления.
Виды механизмов для закрепления транспортной тары
Размещение контейнеров на судне происходит по заранее составленному плану. Для надежной фиксации тары используется крепеж различных размеров и конструкции.
Поворотные замки twistlock
Это крепежные устройства для фиксации транспортных контейнеров между собой и к основанию (полу палубы или трюма). Они вставляются в гнезда, расположенные по углам металлических емкостей. Существует несколько типов таких замков, каждый из которых имеет специфические сферы использования. Twistlock разделяют на две основные группы:
- ручные;
- полуавтоматические.
Для вставки и закручивания ручных устройств требуется физическая сила. В качестве инструмента обычно применяют гаечный ключ. Ручные твистлоки используют на судах с небольшим количеством морских контейнеров. Полуавтоматические поворотные замки устанавливаются в гнезда с использованием станка или механизма. На месте они фиксируются ручкой или рычагом. Полуавтоматические устройства обеспечивают высокую производительность погрузочно-разгрузочных работ. Их используют в крупных портах и на крупногабаритных судах.
Замки twistlock могут быть гидравлическими и механическими. В первом случае для установки и фиксации механизма используется гидравлическая энергия. Механические устройства устанавливают и фиксируют с помощью механического рычага или ручки.
Крепежные стержни
Востребованы для фиксации штабелей к судну. Обычно такое оборудование применяют для закрепления емкостей, расположенных во втором и третьем ярусах. Стержни могут быть:
- короткими (2,5 м);
- длинными (4,5–5,0 м).
Приспособления обоих типов имеют крюк с шарнирным соединением на одном конце и
фаркоп – на другом.
Контейнерная мостовая арматура
Представляет собой крепежные перемычки, которые устанавливаются поверх контейнеров и прочно фиксируют их на месте. Для крепления грузовой емкости к перемычке используется крепежное устройство.
Мостовая арматура востребована в тех случаях, когда судно не оснащено поворотными twistlock или если на контейнерах отсутствуют элементы, позволяющие применять поворотные замки.
Внимание! Контейнерная арматура используется только тогда, когда применение поворотных замков и стяжных стержней технически сложно или невозможно.
Крепежные стропы
Это специализированное оборудование, используемое для фиксации транспортных контейнеров к палубе судна или к полу другого грузового транспорта. Применяется в сочетании с крепежными стержнями, крепежными перемычками и D-образными кольцами. Не предназначается для самостоятельного использования.
Внимание! Крепежные стропы нуждаются в регулярных проверках, регулировке, техобслуживании, что обеспечивает их надежность.
Конусы для укладки контейнеров
Штабелирующие конусы (колодки) востребованы для закрепления морских контейнеров к палубе судна или полу другой транспортной техники. Используются в сочетании с twistlock, крепежными стержнями и перемычками. Обеспечивают дополнительную устойчивость контейнера на судне.
Устройство имеет вид конуса. Оно устанавливается между транспортными емкостями для предотвращения их смещения или скольжения при крене судна. Конусы часто устанавливают при транспортировке большого количества контейнеров с тяжелыми, ценными или чувствительными к механическим воздействиям грузами.
Промежуточные замки
Это специализированное оборудование применяется в сочетании с твистлоками, крепежными стержнями и перемычками для закрепления центра емкости к палубе судна. Подходит для тех случаев, когда фиксации металлической тары к палубе только по углам (с помощью поворотных замков) недостаточно. Промежуточные устройства востребованы при транспортировке крупногабаритных контейнеров с тяжелым, ценным, чувствительным к ударам грузом.
D-образные кольца
Используются для фиксации тары к палубе в сочетании с другими крепежными устройствами. Представляют собой металлические элементы, которые приваривают к палубе судна. Служат надежной точкой крепления для крепежных строп и стержней.
D-образные кольца применяют при контейнерной транспортировке большого количества тяжелых и ценных грузов.
Крепление контейнера на палубе судна – основные принципы
Металлические емкости в первом ярусе закрепляются друг к другу в штабеле и к палубе с помощью поворотных базовых замков twsitlock или штабелирующих конусов. Подвижная часть поворотных замков вставляется в пазы, предусмотренные в угловых отливках контейнеров. С помощью twsitlock емкости надежно скрепляются друг с другом. Поворот рычага твистлока в блокирующее положение обеспечивает надежную фиксацию емкости к палубе. Замочные системы с такими рычагами называют базовыми твистлоками.
Второй и третий ярусы дополнительно фиксируют к палубе крепежными стержнями. Они крепятся к таре и палубе и натягиваются с использованием натяжных ремней. Такой вид крепления предотвращает горизонтальное перемещение тары при крене судна. Между собой контейнеры, расположенные над первым ярусом, скрепляются при помощи полуавтоматических твистлоков. Их монтируют в розетки тары еще на этапе ее погрузки на борт. При установке металлических блоков друг на друга замок автоматически защелкивается и переходит в заблокированное положение. Во время разгрузки достаточно потянуть за трос, расположенный между розетками контейнеров.
Как крепятся контейнеры при морской перевозке – транспортировка в трюме
Установка емкостей в трюме не требует применения сложного комплексного крепежа. Большинство контейнеровозов оборудовано направляющими, расположенными на переборках. Они не позволяют емкостям скользить по горизонтальной поверхности. Нижний ярус дополнительно закрепляется к полу твистлоками аналогично креплению тары на палубе. Контейнеры на ярусах, расположенных над первым уровнем, скрепляются между собой конусами.
Заключение
Во время рейса экипаж должен регулярно проверять надежность крепления контейнеров к судну и соединения емкостей между собой, чтобы избежать несчастных случаев из-за нарушения целостности крепежа. Крайне важно, чтобы офицеры судна были осведомлены о новых механизмах и технологиях крепления транспортной тары на палубе и в трюме. Модернизированные системы укладки позволяют безопасно загружать и перевозить тяжелые и высокие палубные грузы.